История о 14-летней Марусе Гумилевой, живущей в 2020 году и обладающей
сверхъестественными способностями, была выпущена 100-тысячным тиражом и
рассчитана в первую очередь на 13–18-летних читателей. Вместо
презентации и пресс-конференции издатели сделали ставку на создание
сайта «Маруся.Ру» и рекламу в социальных сетях.
Такой ход привел к тому, что за 10 дней существования проекта сайт
посетили больше 1 350 000 человек со всего мира. Использование
интернет-технологий – ноу-хау «Поплита», поскольку до сих пор
издательства не занимались раскруткой своих произведений в Сети. В то
же время главный редактор «Популярной литературы»
Арсений Мариенгоф уверен, что «Интернет как инструмент донесения
информации совершенен». В отличие от традиционной рекламы, работающей
только на узнаваемость бренда, тематические сайты дают возможность
познакомиться с самим продуктом. В случае с «Марусей»
на сайте проекта еженедельно в открытом доступе выкладываются новые
эпизоды произведения и новые части аудио-спектакля по книге. О том,
насколько действенен этот прием, говорит тот факт, что только первый
эпизод аудио-книги прослушали 400 000 человек.
Кроме того, Интернет позволяет координировать продажу книг в регионах. Статистика посещения сайта показывает, в каких городах к «Марусе»
проявили больший интерес, в каких – меньший. Отталкиваясь от этих
показателей, дистрибьюторам удается более четко формировать отгрузку
книг в регионы, уже представляя себе количество потенциальных
покупателей. Ранее это делалось буквально «вслепую», когда закупщики
ориентировались не на своего читателя в каждом конкретном городе, а на
рейтинг книги в целом по стране.
Как показывает статистика, кроме России «Марусей»
заинтересовались на Украине (172 000 посетителей), в Германии (51 000),
Молдове (42 000), Грузии (41 000), Израиле (18 000) и США (15 000). В
мире оказалось всего девять стран, жители которых еще не заходили на
сайт проекта. Продвижению книги способствует и общее развитие интернет-культуры. Еще
несколько лет назад покупки через Сеть вызывали опасения и были скорее
исключением, чем правилом. Сегодня ситуация меняется, о чем
свидетельствуют многотысячные продажи в электронных книжных магазинах
типа Ozon.ru. В Ozon «Маруся»
больше недели держалась на первом месте по продажам, обогнав Сергея
Лукьяненко и Бориса Акунина, а сейчас уступила позиции другому изданию
«Популярной литературы» – книге Сергея Тармашева «Древний. Война».
В традиционных книжных магазинах «Маруся»
попала в десятку самых популярных произведений. В «Библио-Глобусе»
книга находится на первом месте среди изданий в мягкой обложке, в
«Молодой Гвардии» – на третьем.
Но издатели «Маруси»
опробовали еще один вид продаж – через сайт можно приобрести
электронную версию книги, оплатить которую можно с помощью СМС. Таким
образом продано уже примерно 1500 книг, каждая из которых стоит около
100 рублей.
Стоит признать, что ценовая политика тоже сыграла роль в том, что «Маруся»
получила молниеносную популярность. Издательство принципиально
удерживает стоимость книги в магазинах в рамках 200–220 рублей, тогда
как средняя розничная цена аналогичных изданий колеблется в районе 350
рублей. Доступную цену издательство и дистрибьюторы объясняют тем, что «Маруся» ориентирована в основном на подростков, которые еще не работают и не располагают большими суммами денег.
Олег Савич, управляющий издательствами издательской группы АСТ (официальный дистрибьютор «Этногенеза»), говорит о том, что «Маруся»
продается как в провинции, так и в Москве и Санкт-Петербурге. «Нельзя
сказать, что это чисто столичное произведение. Более 60% книг мы
продаем в регионах, и это хороший показатель. «Маруся» как стартовая книга проекта «Этногенез»,
на мой взгляд, получилась очень удачной. Она в хорошем смысле правильно
конъюнктурно выстроена, вызывает хорошие ассоциации с известными
фантастическими произведениями», – говорит Савич. Судя по тому, как
быстро книга получила первые места в рейтингах продаж всех магазинов,
представитель АСТ уверен в успешных продажах продолжения «Маруси», которое поклонники «Этногенеза» уже спрашивают в книжных магазинах.
Ассоциации с известными произведениями возникли и у журналистов. «Известия. Неделя» сравнивают «Марусю» с «Гарри Поттером» и «Властелином колец» и говорят о том, что кроме развлекательной функции проект несет в себе вполне конкретную внелитературную задачу
– поддержать у ровесников Маруси интерес к техническому прогрессу.
Поскольку действие книги происходит в 2020 году, авторы делают
футурологический прогноз о том, что будет служить средствами связи и
передвижения в ближайшем будущем.
«Популярная литература» планирует применить модель продвижения через Интернет не только в России, но и в других странах. Среди персонажей первой книги «Этногенеза»
есть японцы, китайцы и немцы, происхождение героев из других серий
также не будет ограничено Россией, а кроме того, книги будут переведены
на другие языки. Создатели сериала считают, что это позволит сделать «Этногенез» международным проектом, который будет интересен читателям всех стран мира. http://www.vz.ru
|