Рекламе,
рассказывающей, как истинный вкус востока наконец-то обнаруживается в
чашке с пакетиком Lipton, наверняка сильно удивились бы на родине чая,
в Китае. Россиянам же можно рассказать все что угодно: например, что
чай из пакетика благотворно влияет на сплоченность коллектива, успех,
бодрость духа и здоровье. Последний тезис наиболее сомнителен. В начале ХХ века предприимчивый американский торговец Томас
Салливан решил продавать чай не в жестяных коробочках, как делали все,
а в порционных шелковых мешочках. Идея прижилась, а со временем
трансформировалась: дорогую ткань заменили копеечной фильтр-бумагой.
Конечно, сначала пакетированный чай воспринимался как экзотика. Потом
он начал становиться все популярнее: он реально экономит время и почти
незаменим в дороге. В результате сегодня, спустя 100 лет, чай в
пакетиках позиционируется как напиток, без которого жизнь современного
человека невозможна. У нас в стране история повторилась по тому же сценарию, только в
ускоренном темпе. В СССР чай в пакетиках выпускался, но был редкостью.
С появлением импортных марок в начале 90-х годов он стал продаваться
повсеместно, и теперь годовой объем продаж пакетированного чая, по
данным маркетинговой компании ACNielsen, растет в России в несколько
раз быстрее, чем традиционного рассыпного. Почти половина денег,
которые россияне тратят на чай, уходит на чай в пакетиках. И во многом
это заслуга рекламы. Например, один из слоганов Lipton - чая, который
ежедневно пьют 205 млн человек в 120 странах,- несколько двусмысленно
гласит: «Лучшее в чае - лучшее в тебе». Что же на самом деле содержится в пакетиках?
«Как правило, это
чайная пыль, субпродукт,- рассказывает директор Чайного клуба «Ист»
Сергей Мстиславский.- Именно поэтому кипяток, в который опускают
пакетик, приобретает насыщенный чайный цвет столь стремительно, а чай
так быстро становится готовым к употреблению. Настоящий листовой чай
заваривается гораздо медленнее. Кроме того, в пакетированный чай
добавляют красители и ароматизаторы. Никакая известная марка здесь
гарантий качества дать не может». «Сам пакетик тоже выделяет химические вещества,- предупреждает
чайный мастер клуба «Китайская чайная коллекция» Максим Данилов.-
Поэтому настоящий ценитель легко почувствует привкус бумаги или даже
клея. К тому же в пакетиках в несколько раз превышены порции, а слишком
крепкий чай вреден. В результате, заваривая пакетик, вместо
натурального чая с его ценными вкусовыми и целебными свойствами,
человек получает концентрированный настой чайной пыли и всякой химии,
который ничего, кроме вреда, организму принести не может».
Многие
опасения по этому поводу медицина подтверждает.
«Только листовой чай,
никаких пакетиков! - советует доктор медицинских наук, терапевт Татьяна
Полунина. - Такой чай снижает иммунитет, повышает кислотность желудка,
что может спровоцировать гастрит и язвенную болезнь. Особенно вредны
цветочные и фруктовые сорта- из-за ароматизаторов».
Западные медики
выяснили, что от употребления пакетированного чая у людей становятся
хрупкими кости и суставы, из-за чего они часто болят и легко ломаются.
Ученые Медицинского колледжа при Университете Вашингтона в Сент-Луисе
(США) установили, что содержание фтора в чае некоторых популярных марок
превышает допустимые нормы в несколько раз (конкретные марки в докладе,
открытом для общего доступа, не назывались). Фтор необходим для
укрепления костей, но в случае переизбытка дает обратный результат.
Однако профессионалов чайного дела больше волнуют не столько страдания
пищеварительной или костной системы, сколько попрание самой культуры
потребления древнейшего напитка. «Чай в пакетиках действительно берет
удобством, с этим не поспоришь,- говорит эксперт Сергей Мстиславский.-
Культура чаепития в России тоже сложилась не вчера, хотя и не так
давно, как в Китае. Чай и чайное действо в китайском варианте - прежде
всего инструмент общения. А пакетики лишают нас этого». Но если задуматься, то рекламщики потому и произвели революцию в
потреблении чая, что поставили все с ног на голову. Напиток, который
спокон веку было принято употреблять долго и вдумчиво, они превратили в
один из многочисленных товаров сиюминутного спроса.
http://www.ip-online.ru См. также:
Чай в пакетиках. Контрольная закупка
|